Британская Financial Times пишет, что отстранение от должности ставленника Эрдогана ректора Босфорского университета Мелиха Булу стало резким поворотом для президента Турции.
«Всемогущий президент Турции на прошлой неделе был вынужден сделать U-образный поворот, который показал его неверные суждения и политическую уязвимость», – отмечает автор статьи Дэвид Гарднер.
В материале говорится, что с 2013 года Эрдоган решительно продвинулся к единоличному правлению, заменив парламентскую систему президентской наподобие российской и заполнив своими ставленниками такие институты, как судебная система, академическая среда и средства массовой информации.
«Тем не менее, ему все еще не удалось подавить ту половину турецкого населения, которая выступает против его вторжения в их личное и политическое пространство и против национал-популистского объединения его неоисламистской Партии справедливости и развития (ПСР) и её крайне правого националистического партнёра (ПНД)», – отмечает автор.
«К примеру, было много радости оппозиции, когда Эрдоган уволил Берата Албайрака, своего зятя, с поста министра финансов в ноябре прошлого года. Но с тех пор он отказался от более ортодоксальных и компетентных менеджеров увядающей экономики Турции», – пишет Гарднер.
«Однако этот публичный случай неверного суждения является частью более широкой уязвимости. ПСР, одна из самых успешных правящих партий современности, победившая более чем в десятке предвыборных соревнований, опустела. Эрдоган уничтожил своих бывших товарищей и соучредителей, предпочитая придворных подхалимов неосултана, говорящих ему то, что он хочет услышать. На местных выборах в 2019 году он проиграл Стамбул, где начинал как мэр, а также столицу Анкару и большинство крупных городов Турции. Эти намеки на политическую смертность недавно были усилены резким падением ПСР в опросах общественного мнения», – подчеркивает автор.
Гарднер резюмирует, что оппортунизм Эрдогана часто бывает своевременным. Но многие в Турции чувствуют, что его несомненный талант ослабевает, а удача на исходе.